Исследование «Молодёжь на старте карьеры»: 55% молодых выпускников не находят работу по профессии

16 декабря 2019 года

Опубликованы результаты исследования БФ «КАФ» о барьерах молодых людей с низкими стартовыми возможностями на рынке труда. Исследование проведено при поддержке AO КБ Ситибанк (Citi Foundation).


Исследование «Молодёжь на старте карьеры»

Согласно полученным данным, ожидания молодых людей от первого и постоянного места работы в реальности не оправдываются, что приводит к разочарованию, неудовлетворённости и ещё большей растерянности на рынке труда:

•           Только 45% молодых людей находят постоянную работу по профессии. Среди молодых людей с низкими стартовыми возможностями[1] это доля составляет лишь 30%.

•           31% получают обучение на рабочем месте (хотели бы 56%)

•           Несмотря на развитие цифровых технологий и новых форм занятости, только 18% имеют возможность выбирать график работы или работать удалённо (10%)

Волонтерство, стажировки и профориентация

Молодые люди упускают возможности получить практический опыт в процессе учёбы — не рассматривают волонтерство, временную работу, стажировки как этапы подготовки к профессиональной деятельности. Волонтерство непопулярно среди молодых людей: только 9% участвовали в волонтёрских проектах во время учебы.   

  • 39% молодежи проходили обучение по планированию карьеры и профориентации.

 

Профориентация в учебных заведениях не соответствует требованиям рынка. Несмотря на развитость онлайн-возможностей для дополнительного образования и, в частности, профориентации, только 15% респондентов пользовались дистанционными курсами.

 

В вузах профориентация организована лучше, чем в средних профессиональных учреждениях. Студенты ВУЗов гораздо чаще проходят обучение по планированию карьеры, работе в команде, управлению проектами.

  • 49% студентов вузов получали soft skills
  • 24% учащихся средних профессиональных образовательных учреждений получали soft skills

 

 «Молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет попадают на рынок труда с нехваткой опыта и компетенций, которых требуют работодатели, но при этом предъявляют завышенные требования к месту работы и ожидают, что на рабочем месте получат наставника, который обучит их профессии. Большинство недостаточно мотивированы и уверены в собственных силах, они ориентируются на внешние факторы и обстоятельства, например, больше половины (51%) верят в трудоустройство по знакомству. Молодым людям нужна поддержка на этапе планирования карьеры, и это системная задача и для образовательных учреждений, и для работодателей, и для некоммерческих организаций» - отмечает автор исследования Юлия Ходорова.

 

 

Основные барьеры молодежи с низкими стартовыми возможностями на рынке труда

  • Профориентация в учебных заведениях не соответствует требованиям рынка
  • Каждый 3-й из проходивших дополнительное обучение делал это платно
  • Представления о рынке труда ограничены. Отсутствует опыт раннего трудоустройства.
  • Самооценка ниже: ниже оценивают свои знания, трудоспособность, целеустремленность, креативность,
  • менеджерские навыки.
  • Ниже запросы на саморазвитие, отсутствие мотивации
  • Не развиты навыки коммуникации, ответственности, критическое мышление и т.д.
  • Работодатели не стремятся принимать на работу людей из уязвимых групп

«Citi во всем мире содействует экономическому развитию сообществ и улучшению качества жизни населения с низкими доходами. Мы уделяем большое внимание вопросу трудоустройства молодежи. В России мы поддерживаем профильные организации, помогающие молодым людям из уязвимых групп лучше понять области потенциального профессионального развития и подготовиться к трудоустройству. Мы будем использовать данные этого исследования в наших существующих и будущих программах и уверены, что его результаты и выводы могут быть полезны всем заинтересованным сторонам», - отмечает Анна Самохвалова, руководитель департамента по связям с общественностью Citi в России, Украине и Казахстане.  

Благотворительный фонд развития филантропии «КАФ» — российская благотворительная организация. Миссия фонда – способствовать тому, чтобы общество все активнее и с большим эффектом участвовало в благотворительности, изменяя к лучшему жизни отдельных людей и целых сообществ.

АО КБ «Ситибанк» — один из первых банков с иностранным капиталом, который вышел на российский рынок более 25 лет назад. Сегодня Ситибанк входит в число крупнейших по капиталу банков в стране. Банк предлагает своим корпоративным и частным клиентам широкий спектр продуктов и услуг, его розничная сеть включает в себя филиалы и представительства в крупнейших городах России. В 2019 году АО КБ «Ситибанк» получил высший кредитный рейтинг на уровне ААА по национальной шкале от российского Аналитического кредитного агентства и рейтинг на уровне ВВВ (прогноз «Стабильный») от агентства Fitch. На протяжении последних девяти лет Ситибанк входит в топ надёжных банков по мнению журнала Forbes. Более подробная информация представлена на сайте www.citibank.ru.

Информация об исследовании: для выявления проблем широких групп молодежи, молодежи из малообеспеченных семей и из городов с населением до 1 млн человек был проведен количественный опрос, в котором приняли участие 1000 молодых людей из разных регионов, а также было выполнено качественное исследование в формате онлайн-форума, касающееся опыта трудоустройства. Для исследования проблем молодых людей из числа сирот, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью были проведены интервью с экспертами и форсайт-сессия.



[1] Под молодежью с низкими стартовыми возможностями в отчете понимаются молодые

люди из малообеспеченных семей и городов с населением до 1 млн человек,

выпускники учреждений для сирот, молодые люди с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), с инвалидностью.

Наверх